Испытание веры

Часть 4.

«Камо грядеши?»

III. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким…» (Еф.2:17)

В России многие последователи православия – и старообрядчества, и Русской Православной Церкви – понимают, что сближение православных Церквей есть процесс насколько актуальный, настолько и сложный.

На Архиерейском Соборе РПЦ 2004 г. по вопросам взаимоотношения с РПЦЗ и старообрядцами митрополит Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, сказал: «Проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у неё есть и иные аспекты – социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». «Старая рана» раскола сказывается на состоянии российского общества, «продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия».

Как преодолеть раскольные тенденции в православной среде? Есть ли предпосылки для сближения между православными Церквями в России на нынешнем этапе? «Мы и старообрядцы разделяем одну и ту же веру не только в догматическом, но и в жизненном выражении, у нас одна система ценностей… У нас со старообрядцами одно и равно любимое Отечество. Нам одинаково дороги наследие и идеалы Святой Руси», - сказал Митр. Кирилл.

Пропаганду разделения можно, по мнению Патриарха Кирилла, приравнять к ереси. Этот тезис прозвучал 8 марта 2009 года, когда в первое воскресенье Великого поста Патриарх Кирилл обратился к собравшимся богомольцам после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. Его проповедь стала программным заявлением, отражающим позицию РПЦ по важным вопросам. «Что же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры?», – спрашивает Святейший Патриарх Кирилл и дает ответ: «Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви <…> Если… мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которая обрушивается на Церковь и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: ''Православие или смерть!'', - нужно опасаться подобных проповедников <…> Никогда Господь не говорил: ”Мое учение или смерть!” Ни один апостол не провозглашал: “Православие или смерть!...» – подчеркнул Предстоятель РПЦ и добавил, что в наши дни появляются лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие и его чистоту и повторяют этот опасный лозунг.  «В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит диавольский огонь гордыни, стремления к церковной власти, к разрушению церковного единства, хотя внешне все может рядиться в добрые одежды, благочестивую внешность», – сказал Патриарх.

То, что гордыня и рознь не несут положительного заряда, понимают и старообрядцы, а потому в последние годы наметились сдвиги во взаимоотношениях между различными старообрядческими Церквями. 26  декабря 2012 г. в Московской Митрополии РПСЦ на Рогожском впервые за 80 лет состоялась встреча Митрополита Московского и всея Руси Корнилия с Патриархом Московским и всея Руси Александром, предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви. Участники встречи обсудили отношения между Церквями, перспективы и пути решения спорных вопросов. Патриарх Александр рассказал о создании на Архиерейском Соборе РДЦ переговорной группы для участия в богословском диалоге.  

Курс на конструктивное взаимодействие со старообрядчеством демонстрирует государство. В подтверждение этому 22 февраля 2013 г. в Кремле Президент России В.В.Путин наградил Митрополита Корнилия государственной наградой – орденом Дружбы. В ответном слове после награждения митрополит Корнилий сказал: «… произошло воистину историческое событие! Впервые за 350 лет глава Российского государства вручил государственную награду предстоятелю Старообрядческой Церкви! В этой высокой награде я вижу не столько оценку моих скромных заслуг, сколько признание государством заслуг всего русского старообрядчества перед своим Отечеством в сохранении духовного богатства Святой Руси».

Руководители старообрядческий Церквей и общин встречаются с представителями законодательной и исполнительной власти всех уровней, губернаторами, муниципальными властями и обсуждают вопросы культурной, общественной и экономической деятельности. Однако еще многое предстоит сделать, чтобы между государством и старообрядчеством  установилось полное взаимодоверие, «партнерство» и «соработничество».

 

 

 

13 января 2013 г. впервые со времен церковного раскола XVII века в Успенском соборе Московского Кремля была совершена литургия древним чином. Историческое богослужение, которое  возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, было приурочено к 100-летию Первого единоверческого съезда. Древняя служба со знаменным распевом продолжалась более трех часов – на час дольше традиционной православной,  и кремлевский собор едва смог вместить всех пришедших. Владыка Ювеналий поздравил старообрядцев с праздником Рождества Христова и огласил послание Патриарха Кирилла.  Предстоятель Русской православной церкви приветствовал первую за три с половиной столетия литургию в Кремле, совершенную древним чином. Он назвал раскол XVII века «болезненной раной» для Церкви, «одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования» и указал, что Русская церковь признает «равночестными и равноспасительными древние и новые богослужебные обряды», и считает «древнерусское литургическое наследие частью нашей общей церковной сокровищницы» и «вселенского православного предания».

 

 

 

 

 Все русские православные Церкви имеют под собой более важное, более сущностное основание, нежели обрядово-литургический строй. ЭТОТ ОБЩИЙ ФУНДАМЕНТ, СКРЕПЛЯЮЩИЙ ПРАВОСЛАВНОЕ СООБЩЕСТВО, – ЗАВЕЩАННЫЕ  ХРИСТОМ «КОЛЛЕКТИВНЫЕ НЕПРОДАВАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ» 

 

 

 

 

 

 

 

ХХ век: «…Пользуясь временем» (Кол.4:5)

Манифесты 1905 г.

Илья Репин. 17 Октября 1905

Процесс преодоления последствий раскола сложен. В разные периоды 20 века делались попытки вывести старообрядчество из состояния изолята – легитимизировать его, снять анафемствования.  Именной Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости»  (17 апр.1905 г.) и Высочайший  Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17окт. 1905г.)  положили начало преобразованию государственно-церковных отношений. Верующие получали право переходить из одного вероисповедания в другое. Старообрядцы получали право учреждать общины, избирать наставников и иерархов.  Несмотря на восторженные (и поныне) оценки этих демократических манифестов, многие исследователи отмечали, что эти указы были поверхностны и неоднозначны. Как писал российский ученый-юрист, историк М.А. Рейснер (1868-1928), апрельский

Указ  утверждал не всеобщую свободу совести, а представлял из себя лишь «временное изъятие из системы всеобщего гнета» той части верующего населения, что ранее жестоко преследовалось, включая старообрядцев.

Несмотря на то, что акт о веротерпимости предоставлял равные права всем вероисповеданиям, на его последующем обсуждении в Совете Министров подчеркивалось, что нововведения не должны затрагивать «достоинство Православной Церкви, как первенствующей и господствующей религии в Государстве Российском». В терминологии этих документов  старообрядчество приравнивалось к «сектантству». «Свобода вероисповеданий» была не абсолютной – ограничения могли быть наложены «де-факто», «в виду соображений особливой важности». В августе  1905 г. Министерством внутренних дел издало специальный  циркуляр о порядке  регистрации вероисповедных переходов, затруднявший переход из одного православного исповедания в другое, т.к.  губернатор и епархиальное начальство получали возможность в течение 30 дней «увещевать» переходящего в старообрядчество и  расследовать  «генеалогическое древо отпадавшего», т.е.  возвращающегося в «отцовскую веру».  Бюрократическая волокита в значительной мере  отбивала охоту всем тем, кто надумал вернуться в отцовскую веру, и фактически дезавуировала Указ 17 апреля.

Вслед за опубликованием в 1905 г. деклараций свобод, в 1906 г. Министерство внутренних дел представило семь вероисповедных законопроектов на обсуждение Совета министров и в феврале 1907 г. передало их на рассмотрение Государственной Думы. В ходе обсуждения законопроекта «Об отношении государства к отдельным вероисповеданиям» Святейший Синод высказался против введения свободы религиозной пропаганды. «Охранение прав и незыблемости веры» состояло в том, чтобы  «не дозволять… совращения православных» (т.е. принадлежащих к официальной церкви), а для этого возложить на полицию наблюдение за старообрядцами, чтобы они «не распространяли своего учения и своих заблуждений между народом». ‎

И все же старообрядцам разрешалось строить церкви и молельни, открывать школы. В апрельском Манифесте предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке,…так и по определениям судебных мест». Накануне выхода Манифеста, 16 апреля, представители московских властей получили телеграмму от императора, которая предписывала снять печати с алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища. В 1905 – 1917 гг. было построено более тысячи новых старообрядческих храмов, открыто около 10 старообрядческих монастырей.

На 2-м Всероссийском съезде старообрядцев (1901) была создана училищная комиссия, перед которой стояла задача открытия общеобразовательной школы в каждом старообрядческом приходе. Этот процесс после 1905 года шёл довольно быстро. Организовывались школы для изучения Закона Божия и церковного пения в приходах, создавались духовные училища. В 1912 году на Рогожском кладбище был учреждён Старообрядческий богословско-учительский университет с шестилетним сроком обучения. Наряду со священниками это учебное заведение должно было готовить законоучителей, церковно-общественных деятелей и учителей общеобразовательных старообрядческих школ. Воспользовавшись предоставленными свободами по максимуму возможного, старообрядчество набрало силу и вошло в период, именуемый его «золотым веком». Старообрядцы сумели быстро определить важнейшие стратегические задачи развития древлеправославия, которые отвечали интересам Отечества. 

Старообрядческие съезды

Одной из главных была задача  преодоления противоречий между согласиями внутри старообрядчества. При этом речь не шла об организационном объединении – слиянии или поглощении – различных согласий, но лишь о консолидации усилий в общеполезной работе, в делах.  Объединительные инициативы находили институциональное выражение. «Рычагом, двинувшим старообрядчество на путь гражданского преуспеяния и общецерковного строительства было единение, реальным выразителем которого явились съезды» (журнал «Церковь», №30, 1908 г.). На съездах вырабатывались организационные механизмы управления не только в вероисповедной сфере, но и в общественной.

                                              * * * * * * *

<<< Покровский храм

10-12 февраля 1906 года в Виленском Свято-Покровском старообрядческом храме (поморского согласия) проходил «съезд старообрядцев всего Северо-Западного, Привисленского, Прибалтийского краев и других городов Российской империи» (так он назван в документах). Это был первый открытый и многочисленный старообрядческий съезд в России после двух с половиной веков гонений. На съезде присутствовало более 450 делегатов от общин из 8 губерний. Делегаты говорили о большой ответственности староверов перед последующими поколениями; звучал призыв принимать такие решения, которые бы не противоречили «Священному Писанию, и духу нашей древней старины и русской отечественной народности, помятуя, что настоящим собором возможно положить фундамент для самобытности самоуправления и единения наших старообрядческих общин, и что постановления настоящего съезда будут и последующему поколению достаточным изысканием средств для руководительства наших общин и наших религиозных потребностей» (из речи представителя Ковенского уездного съезда старообрядцев Ф.Кузнецова).  

Съезд имел большое значение для объединения поморских общин в целостную древлеправославную Церковь, он создал базу для проведения Всероссийских поморских соборов (в 1909 и 1912 гг. в Москве), выявил главные интересы староверов.  Среди важнейших вопросов, обсуждаемых на Съезде, выделялся вопрос образования. Из 14 главных пунктов повестки дня половина касалась проблемы преодоления малограмотности старообрядцев.

В 1908 г. саратовские старообрядцы-беспоповцы поставили вопрос о созыве всестарообрядческого съезда с представителями от всех толков и согласий. Инициаторы заявляли, что старообрядчество – это единая семья, хотя и с разногласиями, но с одним духом, с одной историей и с общими страданиями. Такой съезд, собираемый ежегодно, мог стать постоянно действующим органом, координирующим работу по объединению разных согласий, а также по решению важных вопросов социального строительства, лежащих в основе старообрядческого жизненного уклада:  функционирования общин, устройства школ и т.д. «Время для объединении теперь самое благоприятное, и будет грешно перед Богом и перед историей, если оно не будет нами использовано для могущества и славы нашего дорогого и многострадального старообрядчества», – писали староверы («Церковь», №27, 1908 г.).

        «Общее дело» (Н.Федоров)   

В этот период активно развиваются те формы общественного взаимодействия старообрядцев, которые составляли их главную силу: общинность, взаимопомощь, приоритет духовного и интеллектуального развития.  Именно на основе ОБЩЕГО ДЕЛА происходит интеграция различных старообрядческих групп. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОПЫТ ЭТОГО ПЕРИОДА АКТУАЛЕН И СЕГОДНЯ. 

В Риге было создано «Взаимовспомогательное, благотворительное и просветительное общество» с целью объединения усилий местного старообрядчества без различия толков и согласий в работе одного союза. В планы Общества входило создание школы, библиотеки, богадельни, приюта, лечебницы, ссудно-сберегательной кассы. В рамках Общества было организовано товарищество мелкого кредита, бюро труда, бюро юридической помощи для его членов. Кроме того, планировалось открыть курсы для подготовки старообрядческих учителей,  училище для малолетних; учредить стипендии для старообрядцев обоего пола, обучающихся в средних и высших учебных заведениях,  реализовать обширную благотворительную программу. Общество было независимым субъектом деятельности, поскольку оно существовало на членские взносы, пожертвования, доходы с предприятий и учреждений общества, лотерей, с арендной платы за общественное помещение, отдаваемое под устройство вечеров, чтений, концертов. «Учредители общества твердо верят в светлую будущность этого благого предприятия, которое должно сыграть большую роль в объединении старообрядчества на почве культурного и экономического развития», - писали староверы в 1909 г.

  Создание рижского Общества получило большой резонанс в других городах. В Москве Братством Честнаго и Животворящего Креста Господня (приемлющим Белокриницкую иерархию) был создан «Союз копейки» для сбора средств, необходимых для финансирования культурных проектов старообрядцев: открытия школ, курсов для учителей, священнослужителей и т.д. Каждый член общества был обязан распространять идею пожертвования «хоть на одну копейку». Для этого была выдана книжка чеков на 1 копейку каждый. Братство вело большую благотворительную культурно-просветительскую, лекционную, книгоиздательскую деятельность, организовывало школы, открывало библиотеки и лазареты. В Москве были созданы и другие благотворительные общества и старообрядческие образовательные учреждения (Богословско-учительский институт с начальной школой при нем, Старообрядческое культурно-просветительское общество, Старообрядческое благотворительное общество с шестимесячными учительскими курсами и др.).  

Старообрядцы Петербурга также развивали благотворительные инициативы. 13 декабря 1909 г. здесь прошло собрание всех старообрядческих согласий Петербурга для ознакомления с проектом устава старообрядческого благотворительного общества. Его задачами должны были стать изучение истории быта старообрядцев, содействие их «умственному и нравственному развитию и оказание всякого рода посильной помощи нуждающимся». Главная цель, декларированная собранием, – объединение  старообрядцев без различия согласий на почве просвещения и благотворительности. Задачи общества предполагалось решать посредством устройства лекций, докладов, учреждением училищ, читален, складов книг, библиотек, древнехранилищ, кружков трезвости, потребительских товариществ, благотворительных учреждений и т.д. Членами общества могли быть лица обоего пола, старообрядцы всех согласий.

ТЕМ, КТО ОБВИНЯЕТ СТАРООБРЯДЦЕВ В НЕОБРАЗОВАННОСТИ И КОСНОСТИ, ВЫСТАВЛЯЯ В КАЧЕСТВЕ «СТАНДАРТОВ» ПРИДУМАННЫХ ОДИОЗНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ «ЖИТИЯ ДАНИЛЫ ЗАЙЦЕВА» ИЛИ ПРЕСЛОВУТУЮ АГАФЬЮ ЛЫКОВУ, СЛЕДОВАЛО БЫ ЗНАТЬ О ТЕХ ИНИЦИАТИВАХ СТАРООБРЯДЦЕВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ПРОСВЕЩЕНИЯ. В статье «Старообрядчество и школьный вопрос» («Церковь №, 1909 г.) было написано: «Помнить затем нужно, что наша сила в просвещении, которое сохранит наше значение, как нравственной силы. Нужно, чтобы старообрядчество оставалось силой, и силой духовной и культурной. А для этого – школы, школы и таки школы». Старообрядцы открывали школы в городах и селах, при общинах и братствах, иногда даже для 20 человек. При этом они брали на себя большую часть затрат, жертвуя на строительство школ деньги, лес, землю под постройку.  Помимо светских предметов, дети старообрядцев под руководством дипломированных учителей обучались древнеславянскому чтению и крюковому пению.

Старообрядчество стремилось идти в авангарде развития науки и техники, государственного строительства. Особому Совету  съездов по народному образованию было вменено в обязанность руководить политикой старообрядчества в области образования: разработать программу организации школ различных типов, контролировать качественную подготовку учителей, представлять перед государством интересы старообрядчества  по вопросам, связанным с юридическим и финансовым обеспечением школьной деятельности. В 1909 г. Совет представил Десятому Всероссийскому съезду старообрядцев доклад по народному образованию,  который был изданы в книге «Вопросы народного образования среди старообрядцев».

         Укрепление согласий

<<<Поморцы на съезде поморцев по народному образованию

Эти всероссийские инициативы способствовали активизации Поморского согласия.  В 1911 г. в Двинске (ныне – Даугавпилс, Латвия)  прошел Первый Всероссийский съезд христиан-поморцев по народному образованию. На нем присутствовали наставники и учителя старообрядческих школ, выдающиеся представители Поморского согласия. Съезд признал необходимым повсеместное открытие старообрядческих училищ, создание постоянного учебного заведения для наставников, открытие ежегодных курсов для учителей и начетчиков, а также одобрил проект старообрядческого учебника по Закону Божию и издание журнала «Щит веры» (изд.  1912-1916 гг.).  

Процесс консолидации староверов-поморцев продолжался на протяжении первого и второго десятилетий XX в.: в храме Покрова и Воскресения 2-й поморской общины в Токмаковом переулке в 1909 и 1912 гг. прошли 1-й и 2-й всероссийские соборы поморцев, приемлющих брак, избравшие для руководства Поморским согласием Всероссийский совет соборов и съездов и Духовный совет.

 В августе 1917 г. в Москве собралось Всероссийское совещание христиан-поморцев, на котором было разработано и одобрено «Положение о Церкви поморцев в России». Оно предусматривало учреждение Высшего духовного совета и поместных духовных советов. Поместные советы были образованы на заседании Всероссийского совета соборов и съездов в марте 1923 г. в Москве и действовали до 1930 г.

Духовный совет христиан-поморцев Центральной области России (1927 г.)

Процесс консолидации старообрядчества выражался и в ряде других моментов. Так, произошло частичное примирение «окружников» и «неокружников» в Белокриницком согласии.

 

 

 

 

 

 

 

К гл.4

Материалы

http://www.oldrpc.ru/articles/list.php?ELEMENT_ID=906

http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/2013/prezident-rf-nagradil-mitropolita-korniliya-ordenom-druzhbi

http://www.pravoslavie.ru/news/58745.htm

О.П.Ершова  http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/21_ershova2.html

Википедия

Et.Al.

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало