Испытание веры

Часть 2.

«Священство и царство»

«АНТИХРИСТИАНСКАЯ ВОЙНА» НОСИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР, И МЫ ВИДИМ, ЧТО ОНА ВСЁ БОЛЬШЕ ПЕРЕНОСИТСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ. Участились случаи нападений на священнослужителей. Вот лишь некоторые примеры. В конце 2009 года настоятеля храма апостола Фомы в Москве, известного православного миссионера о. Даниила Сысоева застрелил исламист-«шахид», при этом процесс «казни» «врага Аллаха», как его назвали исламисты,  снимался на камеру мобильного телефона. Этот «почерк» совершения преступлений с фиксацией их камерой (вероятно, для предъявления заказчику) наблюдался и в других случаях: в мае 2011 года прямо в центре Москвы, на Тверской улице, злоумышленник напал на о. Иоанна Власова, который торопился на богослужение в храм Космы и Дамиана в Шубине. Священник  был жестоко избит, а избиение также снималось на камеру мобильника.

Летом 2011 года возле Свято-Вознесенского собора Сыктывкара приезжими с Кавказа был избит диакон Максим Канов.  27 июля того же года в поселке Максатиха Тверской области неизвестные молодые люди напали и избили бейсбольными битами клирика храма Спаса Нерукотворного иерея Игоря Грибанского и настоятеля Казанского собора в селе Медное иерея Игоря Седова.

В ночь с 20 на 21 сентября 2012 г. в доме, находящемся неподалеку от храма Преображения Господня села Ижма Сыктывкарской епархии,  был найден с огнестрельным ранением головы настоятель храма иеромонах Герман (Юрченко). Почти месяц врачи боролись за его жизнь, но не смогли спасти – он скончался в реанимации через 12 дней после своего тридцатилетнего дня рождения.

20 марта 2012 года в Покровском кафедральном соборе города Невинномысска произошел вопиющий случай вандализма и кощунства. Среди дня в храм ворвался молодой человек с охотничьим ножом в руках и принялся крушить все вокруг:  он переворачивал и срывал иконы, разбивал лампадки. Перевернув на пол поклонный крест, он воткнул в него охотничий нож. Дежуривший в храме священник Александр Поляков попытался остановить преступника, но был им избит. Затем преступник поднялся на амвон и стал ногами выбивать двери в алтарь. Сломав Царские врата, он ворвался в алтарь, перевернул семисвечник, сел на горнее место, выкрикивая ругательные слова вперемежку со словами Священного Писания, при этом именуя себя Богом. Вероятно, он решил повторить детали «сценария» Pussy Riot.

В ночь на 9 апреля 2013 г. грабители ворвались в церковь Сошествия Святого Духа, расположенную на территории Новой Москвы в поселке Первомайское и избили настоятеля храма. А в ночь на воскресенье, 28 июля четверо преступников разбили фомкой окно храма Великомученика Дмитрия Солунского, что  на востоке Москвы, связали сторожа и, проникнув внутрь, разбили стекла окладов самых почитаемых икон храма. В окладах хранились драгоценности, которые прихожане приносили в дар церкви за исцеление и помощь. Ради золота злоумышленники повредили и чаши с мощами святых. Из лавки они забрали серебряные и золотые ювелирные изделия. 31 июля 2013 г. московской полицией в ходе спецоперации были задержаны эти члены этнической преступной группировки, грабившей   православные храмы в Москве.

 

 

В последнее время участились  ограбления и поджоги православных храмов по всей России. Так, в апреле 2012 г. подожгли храм-часовню Великомученика Димитрия Солунского в Краснодаре, в августе — кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор Балтийского флота в Балтийске, в октябре – храм Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери Их Софии в Благовещенске. Два православных храма сгорело за 2012 год в Карелии.  Отреставрированная, построенная на месте старообрядческого кладбища Екатерининская церковь в центре Петрозаводска была подожжена 14 мая 2012 года. Старинная часовня в деревне Есино Медвежьегорского района Карелии загорелась на рассвете 25 ноября (на снимке).

9 апреля 2013 г. была ограблена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово Волоколамского района. В мае в городе Усть-Кут Иркутской области был сожжен строящийся православный храм. Был подожжен храм с воскресной школой в подмосковном Жуковском. 21 мая 2013 года подвергся атаке вандалов Новгородский храм Иоанна Милостивого XV века, охраняемый ЮНЕСКО.

  Совсем недавно, 6 июля 2013 года, по подозрению в попытке поджога церкви в Нижнем Новгороде были задержаны двое 22-летних участников радикальной организации «Левый фронт», которые за неделю до этого бросили в окно церкви бутылку с зажигательной смесью.  Один из задержанных признался, что совершил это правонарушение в знак протеста против недавно принятого федерального закона об ответственности за оскорбление чувств верующих.

 Блоггеры пишут, что «на Северном Кавказе поджигают все христианские церкви,  не разбирая конфессий». Так, несколько церквей были сожжены в 2010 г. в  Карачаево-Черкесии.  В семи километрах от Карачаевска, в осетинском поселке Орджоникидзевский был полностью сожжен православный храм с колокольней – остались только обугленные стены. Во всех случаях неизвестные рано утром бросали в окна церквей бутылки с зажигательной смесью и тут же  скрывались. Год спустя бандиты подожгли возведенный на скале  Шаонинский храм 10 века и разрушили стелу Георгию  Победоносцу в окрестностях села Коста-Хетагурова. Выполненный в византийской традиции храм удалось сохранить – пожар быстро ликвидировали.  

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан высказал мнение, что поджоги – «это провокация, которая продолжает цепь событий, направленных на дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе». Такого же мнения придерживается и муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил-Хаджи Бердиев.

                                      * * * * * * *

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, КАК И ВСЕ ПРАВОСЛАВИЕ, ТАКЖЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ИСПЫТАНИЯМ. Стала очевидной еще одна угроза, которая не меньше сектантства и бандитизма подтачивает устои Христовой церкви – безразличие многих чиновников как к делам веры, так и к судьбам людей. Неспособность и нежелание чиновников оценить обстановку, некомпетентность в государственных делах, корыстность и непросвещенность оборачиваются не только человеческими трагедиями, но и серьезными политическими последствиями. 

Драматичные события развернулись 1 апреля 2010 г. в селе Дерсу Красноармейского района Приморского края. Четверо бандитов напали на семью старообрядцев Петра Фефелова. За полтора года  до этого Петр Фефелов, его жена Агафья, их дочери вместе с другими семьями вернулись сюда, на землю предков, из Уругвая, куда много лет назад бежали от гонений многие старообрядцы.

Бандиты жестоко избили Петра прямо во дворе его дома. Было заведено уголовное дело против А. Калугина – обвиняемого в избиении П.Фефелова, однако продвигалось оно с трудом. По предложению бывшего директора национального парка «Удэгейская легенда» Ф. Кронниковского, Петр и его семья даже писали обращение к президенту РФ Д.Медведеву. В ходе следствия из дела были исключены  факт угрозы убийства и мотив «ненависти в отношении социальной группы – граждан старообрядцев», первоначально принятые судом во внимание.  За «умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья и незаконное проникновение в жилище» – именно такова  окончательная квалификация этого преступления, нанесшего огромный ущерб имиджу страны, поскольку новость была растиражирована СМИ  в России и за рубежом – суд приговорил А.Калугина к 7 месяцам исправительных работ, а также вернул его в колонию на 4 месяца и 1 день, откуда он условно-досрочно освободился за день до происшествия.  

                                 * * * * * * * *  

Старообрядцы покидали Россию в разные периоды – в 19 в., в самом начале 20 в. и после революции 1917. Их раскидало по всей земле: новое прибежище они нашли в Восточной и Западной Европе, в Канаде, в Китае и государствах Латинской Америки. В 2009 г. некоторые старообрядцы из Бразилии, Уругвая и Боливии решили, что настало время возвратиться на историческую родину, в Россию, образ которой они хранили и передавали через поколения, как и родной язык и традиции.

Первые восемь семей перебрались в северное Приморье весной 2009 года. Но российская реальность оказалась не такой привлекательной, какой казалась издалека. Обманчивыми оказались обещания, с помощью которых российские МИДовцы, приезжавшие в староверческие селения, разворачивали перед неискушенными людьми завораживающие картины далекой родины, рекламируя пресловутую «Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Программа оказалась плохо проработанной и нереалистичной. Людей не проконсультировали должным образом, не была оказана помощь в оформлении паспортов и других документов. В результате оформление российского гражданства переселенцев затянулось до 2012 года.

В интернет-источниках бюрократическая волокита объясняется тем, что якобы отъезд староверов был спонтанным и они не ведали, что следует прежде связаться с российским диппредставительством. Это неправда. Староверы встречались с официальными инстанциями. 26 марта 2007 г. делегация русских староверов  во главе со старостой старообрядческой деревни Ла-Питанга, членом Национального координационного совета соотечественников Василием Реутовым, встретилась с послом России С.Н. Кошкиным (на снимке). Были и другие встречи с российскими организациями.

  Семья Мурачевых в Калужской области

Не без сложностей, но довольно благополучно сложилась судьба семьи Мурачевых, в конце концов оказавшихся в Калужской области. Они радушно были приняты и в московской поморской общине на Преображенке, где им была оказана материальная помощь.  Сложнее было на краю земли – в Приморье. Приехав обживать заброшенные земли, старообрядцы столкнулись с тем, что жилье им предоставили ветхое, а земли дали недостаточно – по договору аренды, неподъемно тяжелому для старообрядцев (было обещано выделить до 1000 га земли или даже больше).  Они столкнулись с изматывающей бюрократической неразберихой при обустройстве и строительстве жилья, оформлении земли, трудоустройстве; возникли сложности с получением положенных пособий; не хватало еды. Обещанной техники в лизинг они не получили. Нельзя было нарубить дров для отопления дома – рядом национальный парк «Удэгейская легенда».  Старообрядец Пётр Фефелов рассказывал журналистке: «Нельзя дрова пилить. Лес стоячий. Хоть и сухой, сушина, нельзя брать её. Только можно лежачее. Но лежачую, какую ты деревину найдешь, чтобы она была не трухлая и не гнилая?». Говорят, что Красноармейский район Приморья, куда направили на проживание староверов, получил «под программу» 20 млн. рублей из казны. Несмотря на то, что местное руководство старалось в меру своих возможностей решать вопросы,  жизнь налаживалась непросто в этом далеком от цивилизации, криминализированном и плохо контролируемом властями крае – без дорог, электричества и социальной инфраструктуры, зато с полями конопли.

Помощь добрых людей не могла решить проблем, которые под силу лишь государству.  Руководитель общины переселенцев 35-летний Василий Реутов – талантливый хозяйственник, знающий пять языков, – не   найдя понимания у краевой и районной администрации, через полгода уехал обратно в Уругвай (по другим источникам – в Австралию).  Решаясь на переезд в Россию, он разработал бизнес-план, но этому плану не суждено было реализоваться. За аренду  1000 га земли под пашню и ее межевание власти запросили с Василия Реутова 3 млн. рублей, что было расценено как «грабеж»   (по информации «Комсомольской правды» от 17.09.2009). Между тем, по его словам, он был готов вкладываться в свой проект, а в Уругвае и Бразилии двести семей, потомки выходцев из России, ждали сигнала вернуться.

                                          * * * * * * *

Всей этой не очень удачной ситуацией, когда из-за непродуманной политики и бюрократии дискредитируется и нужная  госпрограмма, и все российское государство, еще не раз воспользуются те, кто распространяет рассказы об ужасах «российского режима» и притеснении верующих в России. К примеру, авантюрист Даниил Зайцев, за обманы в делах исключенный из уругвайской общины, приехал в Белгородскую область в 2010 г. завоевал доверие местной администрации, снабдившей переселенцев домами, землей и техникой и предложившей добиться официального участия в госпрограмме; втянулся в бизнес с некими «московскими партнерами», но затем направился в Красноярский край, в Шушенский заповедник за лучшей долей. Там отношения с работодателем не сложились, и семью Зайцевых, по их рассказам, якобы, почти эвакуировал из Сибири некий отзывчивый «генерал», а затем они «проживали в одном московском монастыре», где у Данилы были знакомые, которые и помогли «приютиться в храме Николы».

Успев надиктовать российским СМИ ужасные истории о том, как его семью хотели «отравить» и «со свету сжить», он бежал из России в Аргентину, бросив здесь жену с ребенком, и теперь «пишет» книгу «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева» - рассказ о жизни русских староверов в Америке и России, написанный в манере вульгарной стилизации под староверческую речь. Первая часть «Повести» (с предисловием П.М. Алешковского) уже напечатана в известном российском литературном журнале.  Это литературный китч, русофобский пасквиль на избитые темы, повествующий о том, как староверов после войны «садили в ГУЛАГ», заставляли «отрекчись от Бога, от Пресвятой Троицы, от Богородицы и от всех святых» и взамен «получить партийный билет» и т.п. Много написано и про то, какими пьяницами были старообрядцы и потенциальными убийцами (а иногда и убивали из мести), как спивались, а кто-то и вовсе был «развратник, табакур, пьяница и бабник». Не обошлось и без антисемитизма – как же без этого! – и вот уже тайно передают друг другу «Протоколы сионских мудрецов»… И совсем уж разоткровенничался Данила Зайцев, когда написал, как посещала его языческая мысль: «молимся, постимся, правило несём, то грех, друго грех — всё грех. А за что мы трудимся? А есть ли Бог? И стал просить: «Господи Всемилостивый, ежлив правды ты существуешь, дай знак, да чтобы не сумлевался». Вырисовывается в этом колоритном сочинении образ тупого, жадного, косного и почти неверующего носителя древлеправославной традиции. Можно ожидать, что в следующих частях сочинитель еще более масштабно изобразит ужасы уже современной путинской России и мы прочитаем рассказ о «российском  тоталитаризме» и «жутком русском народе», вышедший не из-под американского или прибалтийского пера, к чему мы уже привыкли, а из-под пера «русского старообрядца».    

                                           * * * * * * *  

Не только старообрядцы из Южной Америки сталкиваются с бюрократией – сотни казаков-староверов из Восточного Казахстана не смогли вернуться на родину и остаются в сложных политических условиях  из-за того, что российские чиновники не помогают переселенцам в обустройстве.  В начале 2008 года существовал проект создания в Сибирском Федеральном округе сельских поселений казачьего типа. Проект был разработан в рамках Госпрограммы по  переселению в РФ соотечественников и предполагал создать до 2015 года на базе умирающих деревень 60-80 самодостаточных казачьих станиц, производящих сельхозпродукцию для армии и госучреждений (больниц, детских домов и т.п.). Планировалось привлечь к участию в проекте 80 тысяч казаков из Казахстана и Киргизии. Но томские чиновники, пригласившие в область казаков, по существу отказались от своих обещаний, и проект был провален. Казаки не получили ни жилья, ни работы, ни помощи в перевозке вещей, ни обеспечения сельхозтехникой и землей. Казачий атаман, первым прибывший в Томскую область, почти два года ждал обещанного жилья; не дождавшись, не имея возможности перевезти семью, он вынужден был вернуться в Казахстан. В итоге еще в мае 2008 года назад в Казахстан вернулось 22 семьи. Почти сотня обращений в различные властные структуры РФ остались без удовлетворения.

8 августа 2012 года сто пятьдесят семей казаков Семиречья приняли решение переселиться из Киргизии в Ставропольский край. Планируется, что переселенцы будут трудиться в сфере фермерского хозяйства и строительства. Казаки планируют создать и зарегистрировать в Ставрополье союз казаков Семиречья. Местные власти уже планируют выделение земли для них.

<<<<Казаки Семиречья

Случаи провала миграционной политики из-за некомпетентности и равнодушия чиновников всех уровней тут же используются силами, которые ведут ту самую «антихристианскую войну» против всего мира. Информация тиражируется на разных сайтах, при этом освещаются лишь негативные моменты, а отнюдь не солидарность и помощь многих людей в решении проблем. Казаков подбивают на создание различных «инициативных групп», сепаратистских автономий, международных союзов и т.п. под предлогом борьбы против российской власти, за права русских/казаков, за возвращение территорий и пр.  К примеру, о том, что казаки – отдельный «народ», заявляет Верховный атаман казаков Казахстана Юрий Захаров.

Казачество Казахстана не отличается единством и ясностью политических взглядов – оно раскололось. В 2008 году каз. полк. В.А. Овсянников заявил о выходе из «Союза казачьих общественных объединений Казахстана» под руководством Ю.Ф.Захарова из-за несогласия с его позицией и образовании «Союза казаков Семиречья», председателем Совета атаманов которого В.Овсянников стал. Уйдя из-под начала Ю.Захарова, Семиреченское казачье войско, расположенное на территории нынешнего юго-восточного Казахстана и северной Киргизии, с центром в бывшей казачьей станице Верной (Алма-Ата), вошло в «Союз казачьих войск России и Зарубежья», который возглавлялся В. Водолацким и существовал до 2010 г. «Союз казачьих общественных объединений Казахстана» в это время, в 2008 г., образовал «Всемирный  Совет Казачьих Атаманов» вместе с С.В. Цапенко, атаманом Америки и Канады, и В.И. Налимовым, атаманом Центрального казачьего войска России.  Одна из заявленных целей этой НКО – «признание [казачества] мировым сообществом, Организацией Объединённых Наций народом, который подвергся геноциду коммунистической власти».  Ныне он объединяет десять стран мира.

<<< Ю. Захаров

24 мая 2013 г. на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области, прошедшей в Павлодаре, этот «Всемирный совет»  выразил намерение потребовать от России выплаты репараций за геноцид пяти миллионов казаков в годы революции и одновременно выдвинул кандидатуру Президента республики Нурсултана Назарбаева на соискание Нобелевской премии мира – вслед за США, Кыргызстаном и Японией.

При этом в обращении к Н.Назарбаеву Ю.Захаров заявил следующее:

«Вы, Нурсултан Абишевич, единственный казах и мусульманин в тысячелетней истории казачества - Почётный Верховный атаман, избранный на круге. При всем моём уважении к президентам Соединённых Штатов Америки, России, Украины, Белоруссии, они таковыми не являются. Зарегистрировав международную организацию казаков, основной целью которой является признание геноцида нашего народа, Казахстан проявил мудрость и как союзник России. Ведь невозможно её представить современной, демократической, могучей, процветающей страной без станового хребта – казачества, веками цементирующего её межнациональное единство. Вспомним казаков-казахов сыновей Абая, Чокана Валиханова, Сарыбая Би, основателя Белой армии, нашего земляка генерала Корнилова и генерала Губайдуллу Чингиза. Все они были казаками. Сегодня казака и казаха отличает только произношение одной буквы, как сказал наш Президент. А на всех у нас одна - степь и воля».

Очевидно, что власти Казахстана весьма преуспели в том, чтобы максимально усилить казахско-патриотическую риторику Ю.Захарова и иже с ним. Сумеют ли российские власти создать подобный настрой у семиреченских казаков, устремившихся в Россию? Будем на это надеяться.

                                                  * * * * * * **

 Конечно, старообрядцам  часто требуется помощь со стороны государства, заинтересованного в восстановлении русской цивилизационной идентичности, которое необходимо в духовной борьбе с инородными  течениями и тоталитарными сектами. Характерна история со старообрядческим храмом Успения Пресвятой Богородицы в г. Моршанске, построенным в 1913-1914 гг. на свои средства супругой богатейшего моршанского купца А.А.Смесова Марией Ивановной (урожденной Никифоровой). В 1924 из церкви были изъяты старинные иконы, и с 1929 г. она служила складом, а в 60-е годы ее превратили в продмаг.  В 1990 г. храмовый комплекс был передан на баланс отдела культуры; до 1996 года проходили восстановительные работы в здании, денежные средства выделяла табачная фабрика Моршанска. Церковь считалась филиалом Моршанского историко-художественного музея, однако стояла пустая и неотапливаемая, т.к. у музея не было средств на ее содержание.

После многочисленных обращений старообрядцев во все этажи власти, включая президента России, в 2002 году в соответствии с российским законодательством  состоялось решение Тамбовской областной администрации о передаче храма общине.  Усилиями членов общины храм был приведён в порядок, заказаны колокола, из Рязани приехал священник. Состоялась первая служба – она же последняя. Через две недели новым постановлением тамбовской администрации храм был закрыт на основании жалобы  жильцов рядом стоящего дома. Дом этот составляет с церковью единый комплекс, т.к. это бывший дом причта. Его нынешние жильцы, среди которых работники табачной фабрики, а также начальник отдела культуры города Моршанска С. Малышева – всего семь семей – собрали подписи против передачи храма верующим, мотивируя это тем, что служба в храме и колокольный звон будут нарушать их спокойствие.

При том, что были грубо нарушены права и свободы старообрядцев, в Моршанске беспрепятственно отправляют ритуалы баптисты (неподалеку от  упомянутой церкви, в двух своих храмах), адвентисты, пресвитериане (в двух храмах).

В январе 2013 г. губернатор Тамбовской области Олег Бетин и предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий договорились во время личной встречи, что храм будет безвозмездно передан Русской православной старообрядческой церкви. В администрации обещали помочь с восстановлением храма. Сейчас в здании ведется большая ремонтно-реставрационная работа, и служба не ведется.

                                                          * * * * * *

           Несмотря на многие проблемы, Святая Русь, утвердившаяся в вере 1035 лет назад, а познавшая эту веру от Святого Апостола Андрея Первозванного на тысячу лет раньше, является последним бастионом на пути Антихриста. Это его слуги рубят кресты, устраивают бесстыдный шабаш в храме Христа Спасителя, убивают священников, дискредитируют  служителей Православия, клевещут, интригуют, соблазняют и смущают ложью.  Сатанинские силы пытаются разрушить исторически сложившуюся на Руси и ныне набирающую силу «СИМФОНИЮ СВЯЩЕНСТВА И ЦАРСТВА» – союз  Церкви как сообщества всех верующих во Христе и сильного государства, призванного охранить свой народ от супостата, от раздора и бедствий.

ХРИСТИАНЕ ВСЕГО МИРА, ПРИВЕРЖЕНЦЫ РАЗНЫХ ДЕНОМИНАЦИЙ С НАДЕЖДОЙ УПОВАЮТ НА РОССИЮ. В США общество расколото – те, кто придерживается христианских ценностей, а их уже меньше половины, с ужасом и печалью наблюдают, как христианство утрачивает позиции в их стране – на «когда-то христианском Западе», «The once-Christian  West». Христиане-американцы пристально наблюдают за инициативами российского государства в защиту права народа исповедовать православную веру, в защиту традиционных ценностей. В 2010 году американский обозреватель по вопросам религии Стивен Райэн (Stephen K. Ryan) писал (здесь и далее перевод наш – ред.):

«Является ли российское руководство более христианским, нежели руководство Соединенных Штатов? Является ли российское государство более  христианским, чем то государство, в какое надеялся превратить  США Джордж Буш? Ответ – «да», и это правда, как правда и то, что благодаря новоявленным христианам Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину  христианское влияние быстро растет в масштабах всей страны <…> Сейчас Россия собирается вложить сто миллионов долларов  из бюджета на восстановление христианских храмов по всей России… В США это, конечно, было бы невозможно. Представьте, какова была бы реакция американских средств массовой информации, если бы президент Обама решил  потратить 100 миллионов долларов на восстановление католических храмов?…В США это вызвало бы возмущение, а российские граждане поддерживают такое вложение денег… ». 

Американцы не только отмечают поворот руководства России  в сторону христианских ценностей, но и ревностно следят за тем, как часто российские лидеры посещают церковную службу, встречаются с православными иерархами и верующими и т.п. Не все за границей рады такому повороту: некоторые видят в этом подвох и инструмент  политической манипуляции, другие же рассматривают христианское поведение главы России как отправную точку для восстановления позиции христианской веры в мире.

 Примечательно в этой связи, как многие американские интернет-сайты растиражировали комментарий на встречу В. Путина с представителями традиционных религиозных общин Российской Федерации в Свято-Даниловом монастыре в феврале 2012 года под заголовком  «Vladimir Putin Vows to Defend Christianity Worldwide» - «Владимир Путин обещает защитить христианство по всему миру».   Вот цитата из статьи К.Моррис, размещенной на сайте  CP WorldChristian Post World» http://www.christianpost.com/news/vladimir-putin-vows-to-defend-christianity-worldwide-69002/ ):

«Представитель Русской Православной Церкви рассказал российскому премьер-министру Владимиру Путину на этой неделе о том, что христиане оценивают свое положение в мире как чрезвычайное в связи с гонениями  на христиан в горячих точках, и попросил президента использовать свою власть, чтобы помочь им в этой ситуации.  Агентство RT цитирует слова митрополита Иллариона, руководителя отдела внешних связей РПЦ,  представившего статистику, по которой каждые пять минут в мире погибает за веру христианин или христианка.  Митрополит Илларион призвал Путина сделать защиту и поддержку христианства по всему миру главной задачей международной политики.  

Христиане разных стран испытывают гонения: от разрушений церквей в Афганистане, бомбардировок церквей до насилия, применяемого к христианам в городах, захваченных сирийскими повстанцами. И в интервью агентству Интерфакс Путин ответил: «Не сомневайтесь – так и будет», уверяя Иллариона, что российская внешняя политика будет направлена на защиту христиан от преследования за пределами России».

Далее в статье указывается, что инициативы России в Совбезе ООН по Сирии направлены, в том числе, на защиту религиозных меньшинств, коими являются в Сирии христиане и алавиты (Б.Асад – из алавитов). Автор статьи пишет далее: «Одна сирийская христианка сказала в интервью журналу The Global Post: «Да возблагодарит Бог Россию. Без России мы обречены». В течение длительного времени Путин поддерживает христианство и христианские ценности в России. Он призвал церковь играть большую роль в общественной жизни  и усиливать христианские ценности».

                                         * * * * * * **

Эта встреча президента с представителями основных религий не зря привлекла большое внимание за границей – во многом она определила позицию российского государства в вопросах веры и дала программные установки к действиям.  В. Путин отметил, какую огромную роль играет вера в жизни российского общества: «Страна наша, переживая непростые, турбулентные процессы с момента развала Советского Союза, не могла (и страна, и каждый конкретный человек) опираться морально ни на что другое, кроме как на религиозные ценности». «И церковные организации, Русская Православная Церковь, традиционные конфессии, да и все другие религиозные организации, сыграли очень большую положительную роль в возрождении нашей страны, и, что самое главное, в том, что люди наши, граждане Российской Федерации, приобрели какую-то моральную, нравственную основу, почву под ногами, что чрезвычайно важно для стабильности общества, для будущего государства и для каждого конкретного человека», - сказал президент.

В. Путин  подчеркнул сохраняющийся светский характер Российского государства, но призвал отказаться от примитивного понимания светскости, которое предполагает ущемление прав церкви и традиционных конфессий. По мнению Президента, светскость  «должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться… режим  партнёрства, взаимной помощи и поддержки». 

 «Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства, - заверил Путин. - Я знаю, что церковные организации, религиозные организации к этому готовы и хотят такой работы с государством. И конечно, сегодня задача и обязанность государства не только в том, чтобы возвращать награбленное когда-то у церковных организаций государством, а и в создании условий для совместной эффективной работы по возрождению и укреплению нашей страны, прежде всего, конечно, в духовно-нравственной сфере, в деле воспитания молодых людей, в помощи тем людям, которые в этой поддержке нуждаются».

Как было заявлено, важными направлениями совместной партнерской работы государства и религиозных организаций являются образование, воспитание и просвещение, а также социальное служение, «участие в судьбе инвалидов, пожилых людей, детей-сирот, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию». При этом забота о людях должна быть основана на мотивации, «укоренённой в ценностях любви к ближнему, милосердия, благотворительности, общих для всех традиционных религий нашей страны».

Программу действий прокомментировал Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, который отметил, что слово «партнерство», прозвучавшее из уст премьер-министра – «очень обнадеживающее» для перспектив развития отношений Православной Церкви и государства. «…Государство и все религиозные общины, которые действуют в нашей стране, – это не какие-то общности, живущие на разных планетах. И нельзя согласиться с теми, кто говорит, что религиозные общины должны по определению быть оппонентами власти, должны быть против власти, должны выступать против государства и государственности», – убежден    председатель Синодального отдела.

«Думаю, что все участники встречи понимают одно – России не нужны революции, не нужна попытка искусственно столкнуть религиозные общины и государство. Нам нужно партнерство между государственными и религиозными общинами, партнерство между разными частями общества при всем разнообразии взглядов», - заключил глава Синодального отдела.

Программа, озвученная российским лидером, определила главные задачи в деле укрепления веры и духовного служения, стоящие перед  всеми православными объединениями, в том числе, и старообрядческими общинами.

                                          * * * * * * * *

Вектор на укрепление союза церкви и государства, на поддержку христиан во всем  мире получил развитие, когда 25 июля 2013 г. в Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина c патриархом Кириллом и предстоятелями, а также высшим духовенством пятнадцати поместных Православных церквей мира, делегации которых прибыли в Москву по случаю 1025-ой годовщины Крещения Руси.

Президент говорил о том, что именно вера во многом создает основу дружбы и сотрудничества между государствами: «Искренняя, твердая вера помогала нашим предкам вместе проходить через труднейшие испытания, преодолевать невзгоды и побеждать. Такой опыт нравственного совершенствования, культурного, общественно-политического развития стал неотъемлемой частью наследия восточного христианства, соединил прочными узами целые народы, принадлежащие к православной религиозной традиции. Россия заняла в их ряду достойное место, отстаивая справедливость, заботясь о духовной целостности нашего православного мира…».

Государство и церковь выступают как «ПАРТНЕРЫ И СОРАБОТНИКИ в решении самых актуальных внутренних и международных задач». Главными задачами в области духовного строительства были названы налаживание продуктивного межрелигиозного и межкультурного сотрудничества, подвижническое служение во имя утверждения высоких христианских идеалов добра, милосердия, справедливости.

Глава Российского государства призвал мировое сообщество  обратить самое пристальное внимание на тот факт, что  во многих регионах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке, множатся межконфессиональные трения, ущемляются права религиозных меньшинств, в том числе, православных христиан. На встрече говорили о том, что в результате трагедии, которая происходит в Сирии, есть опасность потерять христианское присутствие в этой стране, и это было бы цивилизационной катастрофой. Участники встречи приняли решение от имени всех Православных церквей мира выступить со специальным заявлением, в котором будет выражена озабоченность положением христианского населения на Ближнем Востоке. Так авторитет церкви может служить делу мира и справедливости.

Веру в высокое предназначение России – Святой Руси, надежду других народов на русских людей выразил Патриарх Александрийский и всей Африки Патриарх Феодор. Обращаясь к российскому Президенту, он сказал:

«Принятие русским народом веры и богатства отечественного предания, осуществившегося в Крещении еще в 988 году во главе со святым равноапостольным князем Владимиром, стало твердой основой, на которой укрепилась русская душа. Проходя сквозь горнила испытаний, русский человек никогда не опасался жертвовать своим интеллектуальным «я» во имя коллективного «мы», вписывая в книгу истории золотые страницы героизма и самопожертвования.

Желая почтить многовековую историю присутствия христианства на Руси, мы с радостью взираем на Ваше Превосходительство, наша душа наполнена внутренним ликованием и благодарностью, рождающим в нас молитвенное настроение. Мы горячо молимся, искренне желая, чтобы Господь даровал Вам крепкое здоровье и полноту сил на благо и преуспеяние благочестивого русского народа. Я, многоуважаемый господин Президент, являюсь Патриархом Александрии и всей Африки и представляю тот православный народ, который живет в Африке, в 54-х странах, в 42-х из которых у нас есть наши представительства. Мы работаем в Александрии, в Каире, который сейчас переживает такие трудные моменты. Поэтому я прошу Вас — как духовный отец — не забывать наши места».  

Далее: Часть 3

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало