Духовно-охранительная задача Руси

как национальная идея

_______________________________________________

Часть 4. Четыре царства

Глава 3.  Концепция Третьего Рима

1  глава    2 глава

В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») митрополит Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему труду «Изложение Пасхалии» он впервые сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим».

Смысл «Изложения Пасхалии» - в новом, весьма смелом толковании новозаветных пророчеств. Зосима начинает с евангельского предсказания: «И будут перви последнии и последнии перви» — и дает ему весьма неожиданное толкование. «Первии» — это греки (Византия): «Прослави же бог перваго царя Константина». Теперь же, когда греки, согласно предсказанию, должны стать «последними», роль их переходит к Руси: «И ныне же, в последниа сиа лета, яко же и в перваа, прослави бог... благовернаго и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Констянтина новому граду Костянтину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя». Москва как «последний» «град Константина» сменяет «первый» центр мира, Константинополь, павший в 1453 г. под ударами турок (и «изрушившийся», по выражению русских авторов, уже после унии 1439 г.); она становится единственным православным центром мира. Значение этой теории — не в почетном сравнении Москвы с Константинополем и Ивана III с Константином: такое сравнение высказывалось другими авторами по отношению к Ивану III и другим русским правителям. В «Изложении пасхалии», в духе древней концепции  Вечного  Обновления, высказывается мысль о цивилизационной роли Руси как нового движителя мирового развития. 

Работа Зосимы не была оценена историками по достоинству. Напротив, муссировали его «безнравственность», «грех пьянства», «двусмысленные выходки» и пр. А «возвеличивание» Ивана III рассматривалось (Н.Костомаров) как заискивание в надежде  заручиться надежной поддержкой правителя.

* * * * * * **

С 1484 года в России активно пропагандировал свои оккультные идеи публицист, переводчик и врач при великом князе Василии III, любекский немец по происхождению Николай Булев.  В 1522 г. он перевел астрологический «Альманах» Штоффлера, содержащий предсказание о потопе в 1524 г.

Для того, чтобы разобраться с астрологическим учением этого человека, великокняжеский дьякон Михаил Григорьевич Мисюрь-Мунехин обращается к монаху Елеазарова монастыря в городе Пскове старцу Филофею. В ответ на этот запрос инок Филофей пишет «Послание на звездочетцев». Филофей выступает категорически против астрологии как ложного, еретического учения, объясняя азы христианского мировоззрения — не надо приписывать астрономическим явлениям добро или зло, иначе человек не ответственен за свою волю и нет смысла в Страшном Суде. 

Обличая увлечение астрологией и другие беды того времени, инок Филофей напоминает, в какой уникальной исторической ситуации оказалась Русь и какая миссия на нее возложена, и почему тем более нужно держаться православной веры, а не отклоняться от нее. Идея Руси как оплота православной цивилизации была развита Филофеем в контексте борьбы с антихристанством – оккультизмом и лжеучениями, с которыми боролись Геннадий и Иосиф Волоцкий.

К Современности - В России стала активно распространяться «рекламная» продукция, утверждающая, что 21 мая 2011 года наступит конец света. Плакаты соответствующего содержания появились в Москве, Новосибирске, Кирове, Омске, а в Красноярске тема конца света — номер один в автобусах и офисах.
Автор страшного «пророчества» — это известный американский проповедник –  89-летний Гарольд Кемпинг. Кемпинг транслирует программы своего «Семейного радио», Family Radio Network, на 48 языках через 60 радиостанций в США и радиостанции в ЮАР, России и Турции. По утверждению проповедника, 21 мая 2011г. в 18:00 по времени западного побережья США (около 06:00 мск) Иисус Христос второй раз явится людям и учинит Страшный суд. После 70 лет изучения Библии, говорит он, ему удалось разработать математическую систему, которая позволяет интерпретировать скрытые в тексте пророчества. По убеждению проповедника, райского блаженства удостоятся всего 2% населения Земли, не зараженные пороками.
В прошлом Г. Кемпинг уже предсказывал дату конца света  - 6 сентября 1994г., но его пророчества не исполнились. Сам священник объяснил неточный прогноз недостаточно тщательными вычислениями.  «Теперь Бог дал нам неопровержимые доказательства того, что все действительно случится именно так», — заявил он на прошлой неделе. 
Источник РБК  29.03.2011 http://top.rbc.ru/wildworld/18/05/2011/593223.shtml

* * * * * * * * * *

Окончательно политическая теория о духовно-охранительной задаче Руси и ее цивилизационной миссии, выдвинутая Зосимой, была сформулирована в 1510-1511 старцем Филофеем (1465–1542): Обращаясь к великому князю московскому, Филофей возвещает: «ДВА РИМА ПАДОША, А ТРЕТИЙ СТОИТ, А ЧЕТВЕРТОМУ НЕ БЫТИ». Под Третьим Римом он подразумевает как вероучительную силу, так и совершенно конкретную политическую силу российской державы.

Уже наступила новая эпоха. Византии не стало, и Московская Русь не просто была единственной независимой православной страной — она напрямую наследовала Второму Риму: в 1472 году великий князь Иоанн III венчался на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софии Палеолог, чем закрепил династическое преемство Палеологов и Рюриковичей. После этого Иван III строит Московскую Русь как новую Византию: перенимает у Византии двуглавого орла, символ христианской империи; в 1485–1515 годах итальянские архитекторы строят Кремль по византийским образцам.

 

 

 

Герб Палеологов, последней императорской династии Восточной Римской империи.

 

Орел Палеологов на печати Ивана 3 (1497 г.).

 

 

 

 

 

И самого великого князя уже называют «государем», хотя официальное провозглашение царства будет только при Иоанне IV в 1547 году. А до этого именно инок Филофей впервые назвал великого князя Иоанна IV «царем» в своем послании к нему в 1542 году: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царство благодатию Христовою стоит».

Прибытие в 1514 русских послов Димитрия Ласкирева и дьяка Елиазара Сукова к императору Священной Римской империи Максимилиану I. В руках императора и послов - грамоты с печатями. В заключенном договоре Василий III назван императором.

 

 

Исполнение пророчеств

Пророк Даниил. Микеланджело Буонарроти, Роспись свода Сикстинской капеллы

Теория Филофея восходит к библейским книгам пророка Даниила (Дан.2:31-45), раскрывающим учение о всемирном Царстве Божием. Здесь также присутствует «вавилонский» контекст и царь Навуходоносор, т.к. Пророк Даниил представляет себя современником Вавилонского плена.

В толковании сна Навуходоносора пророчествуется о четырех царствах, сменяющих друг друга во времени: Вавилонском, Персидском, Македонском и  Римском. Пророк Даниил учит, что власть над миром принадлежит одному Всевышнему Богу. Его Царство – пятое – откроется  и наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий «Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан.2:31-46; 7:1-28). До этого же времени Господь вручает власть над вселенной то одному, то другому монарху.

Впрочем, пророчество Даниила имело различные толкования, и часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки – по  выражению Иоанна Златоуста, «применительно к своему времени». Так, Андрей Рублев, изобразил «четыре царства», замкнув четырех символических зверей в земной круг – словно опоясав их «вавилонским змеем». Крылатая пантера - «Царство Македонское», крылатый лев - «Римское царство», хозяин русских лесов, медведь - «Царство Вавилонское». Чудовищный зверь с рогами, человеческим лицом, змеиной головой на хвосте - «Царство Антихристово». Но возможно, что Андрей Рублев мог подразумевать под медведем - княжество Московское, а под чудовищным зверем – татар. 

Андрей Рублев. «Царство антихристово» (фрагмент из композиции «Четыре царства»)

Филофей, обратившись к пророчеству Даниила,  также изменил его трактовку. Предсказание ветхозаветного пророка, что вечное царство завоюет и разрушит все другие царства, он понимает по-иному: все другие страны перед концом мира мистически сольются с единственным и подлинно христианским православным царством.  «Все христианские царства снидоша, придоша в конец и снидошася во единое царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Российское царство». По теории Филофея,  русское царство будет последним царством в истории, и с концом Руси придет и конец всему миру.

С этим учением на Руси распространилась уверенность в том, что Московское царство – последний в мире оплот истинной православной веры.

В 1589 году константинопольский патриарх Иеремия, почти цитируя Филофея, повторил  в Уложенной грамоте, обращенной к царю Федору по случаю создания института русского патриархата: «В тебе, благочестивый царе, пребывает Дух Святой... древний Рим пал аполинариевой ересью, а второй Рим - Константинополь находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок. Твое же великое российское царство, Третий Рим, превзошло всех благочестием и все благочестивые царства собрались в твое единое, и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей вселенной». В Успенском соборе Московского кремля 26 января 1589 года Иеремия возвел на русский патриарший престол митрополита Иова, государственника и защитника Отечества от лже-царей. Позже он писал  Константинопольскому Патриарху, что у русского самодержца «в его государстве, в царствующем граде Москве и во всех его великих государствах российского царствия Христовою благодатью святая наша христианская вера яко солнце под небом сияет, и благочестивые лучи во всю вселенную испущает, и неверующих души просвещает, и от тьмы на свет обращает».

«Удерживающий» – да удержит!

Идея последнего царства, вечного Рима, который в 4 веке принял христианство  как государственную религию, - это идея «катехона» (греч. "kateconez", "держащий", "поддерживающий" удерживающий»).  Указанные у Данила вселенские царства – каждое из них в свое время – были не просто государственными образованиями отдельных народов, а мировыми цивилизационными «центрами силы». Каждое было воплощением МИРОВОГО ПОРЯДКА в противопоставлении ХАОСУ, и в этом порядке была мистическая сила, удерживающая антихриста от его пришествия.

Православная теория о сакральном характере царской власти, сам факт наличия которой удерживает мир от гибели и прихода антихриста, основана на том месте из 2-го послания Святого апостола Павла к Фессалоникийцам, где он сформулировал православное учение о конце света и уникальной роли православного царя как последней преграды на пути сына погибели.

 «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор пока не будет взят от среды УДЕРЖИВАЮЩИЙ ТЕПЕРЬ, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2 Сол. 2, 1-4, 6-8).

Св. Иоанн Златоуст разъяснял: «Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Св. Духа, а другие — Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь. Почему? Потому, что если бы (Апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему (антихристу) явиться благодать Св. Духа, то есть дарования… <...> Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и Божескую — власть. Так точно прежде были разрушаемы царства: Мидийское — Вавилонянами, Вавилонское — Персами, Персидское — Македонянами, Македонское — Римлянами; так и это последнее будет разорено и уничтожено антихристом он же будет побежден Иисусом Христом».

* * * * * * **

Для всего православного мира падение Византии было космической катастрофой — пал «катехон», удерживающий, а значит, вот-вот наступят времена антихриста. Поэтому в ту эпоху апокалипсические настроения широко распространились, сочетаясь с астрологическими предсказаниями. 

Концепция «Москвы-Третьего Рима» была официальным учением Московского Царства и Русской Православной Церкви вплоть до раскола. Идея Третьего Рима -   оплота православной цивилизации - обосновывает суверенитет и могущество России с точки зрения древлеправославной традиции. Актуальность образа Третьего Рима – православной цивилизации, «удерживающего», гаранта исполнения Божественного космического плана будет только возрастать.

На России лежит ответственность за судьбу всей православной цивилизации, за судьбу мира. КАК ЕЙ УДЕРЖАТЬСЯ, ЧТОБЫ «УДЕРЖАТЬ»? Где взять «любви истины», когда «тайна беззакония уже в действии», а антихристово «злое волшебное искусство»  (Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, 347 г.), по предсказанию, успешно применяемое его слугами на духовном фронте культурных и информационных войн, все совершенствуется? 

* * * * * * * **

По древним шумеро-вавилонским верованиям ходом развития мира управляют могущественные божественные силы «Мэ». Этимология слова «мэ» близка к глаголу «быть», также его можно перевести как «бытие», «сущность».

Жизненные силы «мэ» поддерживают в гармонии с космосом  все общественные, духовные  и культурные явления через систему этических правил, которые регулируют  отношения людей с высшими силами и между собой. «Мэ» являются основой мирового порядка и сочетают в себе истину, закон, царскую власть, полномочия в иерархии и культуру. 

Шумеры считали, что «мэ» (в значении морального кодекса) вместе с ремеслами и искусством были переданы людям высшим божеством при посредничестве семерых мудрецов. Силы «мэ» могли найти воплощение в людях, храмах, и даже целых городах и государствах. Но «мэ» могли и покинуть их обладателя.

Если иметь в виду происхождение первонарода «русов» (по Ю.Петухову) из одной колыбели, то можно отыскать изначальную фонему «мэ» во многих словах базового европейского лексикона: мама, мара («смерть»), муж, мощь, могу, мир; man, may, might  (англ. – человек, может), macht (нем. «сила») и др. Шумерское «СИЛА»-«МЭ» звучит в русском местоимении «МЫ». Единство, община,  соборность – все вместе «МЫ», Единая Церковь Христова – вот та космическая сила, УДЕРЖИВАЮЩИЙ, которая спасет мир.

Россия, Третий и последний Рим, должна  во что бы то ни стало УДЕРЖАТЬСЯ для того, чтобы «УДЕРЖАТЬ ТЕПЕРЬ» мир от падения в антихристову пропасть хаоса и небытия – ради «иначе возможного». А для этого каждый человек, каждый храм, каждый город должен следовать вечным божественным установлениям, приближая истинно православное царство единения всех людей в истине, добре и красотеЦАРСТВО  ВЕЧНОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА.

Н.Рерих. Победа.1942 г.

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало