Духовные истоки поморского староверия

Русская история, насыщенная войнами, революциями, политическими переворотами и смутами, не раз переписывалась и искажалась. Не избежала сей участи и история Православной Церкви. До сей поры сказываются последствия трагических событий второй половины 17 века, когда под влиянием корыстных заезжих «учителей», отказавшись от святоотеческой традиции, соблазненные недостижимыми миражами высшей светской и духовной власти царь Алексей Михайлович и патриарх Никон раскололи Русскую Православную Церковь. Учинив погром древлему благочестию, они изменили не только обряды и богослужебные тексты. Главное, было положено начало обмирщению духовной жизни, грубому вмешательству  в церковные дела государства, что привело в конечном итоге к созданию государственного органа церковного управления – Священного Синода. Из Церкви ушел дух соборности и всеобщего братства. На смену общинному строю и свободному волеизъявлению пришло рабство в форме крепостничества. При Алексее Михайловиче вслед за царем знать стала брать пример с польских магнатов, строить загородные дворцы и окружать с себя роскошью. Началось безудержное преклонение перед Западом. Вслед за учителями греками и итальянцами появились учителя немцы, голландцы, французы и англичане.

История пишется победителями, которые не обременяют себя поисками истины, но кровно заинтересованы в утверждении собственных оценок и интерпретаций важнейших исторических событий. Однако эти оценки, которые преподносятся как хрестоматийные истины, далеко не всегда отвечают исторической правде, а главное – национальным   интересам российского государства.

Поэтому нам важно больше знать о своих корнях, понять истинные причины побед и поражений выполняющей вселенскую миссию Православной цивилизации.

Укрепление православной веры во всех пределах русской земли, создание сильного единого государства, строительство монастырей в необжитых местах вдали от больших городов в 14-15 веках связано с именем преподобного Сергия Радонежского (1314–25 сентября 1392). Преподобный Сергий  своей жизнью и служением утверждал духовные ценности Святой Руси: любовь  и сердечную отзывчивость, нравственную чистоту, справедливость, стойкость и непреклонность в борьбе за христианскую веру,  созидательный труд,  нестяжательство и презрение к роскоши. Русский святой обращался к Творцу через умную молитву, связанную с учением исихастов о Фаворском свете и божественных энергиях.

Со времен Куликовской битвы, основанный им Троице-Сергиев монастырь стал надежным оплотом русского государства. Четыреста лет назад во многом благодаря стойкости архимандритов Иоасафа и Дионисия, келаря монастыря Авраамия Палицына был положен конец Смутному времени – русское государство сохранило свою независимость и духовный суверенитет. Непреклонная  решимость защитников  Троице-Сергиева Кирилл Белозерский с житиеммонастыря и их призывы, обращенные к народному ополчению Минина и Пожарского, сыграли решающую роль   в борьбе с изменниками, готовыми отказаться от православной веры и принять подданство польского короля.

Из Троице-Сергиева монастыря   через  учеников преподобного Сергия духовный свет Православия распространялся на Север – в лесное Заволжье и  далее  к берегам Белого моря. Среди учеников и любимых собеседников преподобного Сергия был основатель Кирилло-Белозерского монастыря величайший северный святой преподобный Кирилл.   

 

 

 

Кирилло-Белозерский монастырьНаделенный чутким сердцем, обладавший высочайшим духовным авторитетом и даром убеждения, преподобный Кирилл проповедовал вечные евангельские истины.  

В своих посланиях князьям преподобный Кирилл внушал идеал справедливой  власти, а когда возникала необходимость и между князьями происходили раздоры, мирил их.

 Преподобный Кирилл написал ряд поучений, выступая против несправедливого суда, взяток, анонимных доносов, ростовщичества. Говорил он  о пагубности пьянства и сквернословия, указывал на необходимость закрывать корчмы.

Из Кирилло-Белозерского монастыря вышел один из основателей Соловецкого монастыря, ученик и последователь преподобного Кирилла - св. Савватий.

Св. Савватий и св. Герман начали свой  путь на Соловецие острова от часовни на реке Выг и достигли островов летом 1429 года. После смерти Савватия Герман продолжил его дело вместе с пострижеником Палеостровского монастыря Зосимой.

Соловецкий монастырь стал форпостом православия в суровом Поморье. Благодаря  своим устроителям на протяжении более двух веков он являлся духовным, культурным и хозяйственным центром русского севера.

В 1548 году игуменом монастыря становится Филипп (Колычев), при котором  Соловки превратилась в настоящее технологическое чудо. Началось каменное строительство. Были воздвигнуты храмы, хозяйственные сооружения; многочисленные озера Большого Соловецкого острова соединенные рукотворными каналами, образовали сложную гидротехническую систему. По замыслу игумена Филиппа впервые на Руси на Соловецких островах была построена каменная гавань, где в непогоду могли укрываться суда.  Монастырь содержал свой собственный флот и содействовал развитию торговли. Его защищали мощные крепостные стены, возведенные всего за 17 лет. По существу монастырь приобрел большое военное значение и  прикрывал Московское Царство с севера, что  не позволило захватчикам в период Смутного времени отторгнуть поморские земли.

Соловецкий монастырь в белую ночь.*

 в Огромную роль в жизни обители играла книжная культура. В монастыре была собрана одна из лучших библиотек своего времени.  Незадолго до начала так называемых церковных реформ, расколовших Православную Церковь, книгохранителем монастыря стал пришедший на Соловки простым пострижеником выдающийся  подвижник и защитник Православия Никанор. Богатое собрание произведений отцов церкви, знаменитых православных греческих и ближневосточных богословов послужило основой для глубокого проникновения Соловецких иноков в христианское вероучение, и впоследствии – для точного и непротиворечивого обоснования  собственных взглядов в полемике с противниками древлего благочестия.

Соловецкий монастырь соединил в себе духовный опыт Москвы и Новгорода, вобрал в себя лучшие народные традиции Северной Руси. Именно в Поморье, как нигде в других местах, народ сохранил старинные предания и былины, передавая их из поколения к поколению. Здесь не страдали отсутствием исторической памяти. Былины в Поморье воспринималось как священное наследие предков. Связь времен прослеживалась на протяжении тридцати человеческих поколений. Русские люди  на дальних рубежах, осваивая новые земли и общаясь с другими народами, утверждали свою веру,  язык  и культуру.

В суровых условиях  севера первопроходцы привыкли жить своим умом и были способны, не дожидаясь указаний сверху, проявлять инициативу,  принимать самостоятельные рациональные решения. Русский Север не знал крепостничества; у свободолюбивых жителей Поморья был силен дух товарищества и взаимовыручки, уважения к честному труду. Здесь в почете был коллективный, артельный труд, основой которого являлась православная хозяйственная этика. Впоследствии эта традиция, бережно сохраненная староверами, сыграла решающую роль в хозяйственном освоении Урала и Сибири и, в конечном итоге, стала главной движущей силой грандиозной промышленной революции в России на рубеже 19-20 веков.

С Поморьем связана история российского флота. Здесь задолго до петровских времен, без всякого участия иностранцев умели строить суда, на которых отважные мореходы доходили до Новой Земли, Шпицбергена и легендарной Мангазеи. Еще в середине 17 века шедшая на деревянных поморских кочах экспедиция Семена Дежнева открыла пролив между Америкой и Азией. Уходя с молитвой в опасное плавание, поморы вверяли свою жизнь  Господу Богу и не расставались со святыми образами.

Соловецкий монастырь – главный источник древлего благочестия – находился в центре земли Поморья и был кровно связан с ее жителями, которые знали,  что духовные отцы  свято оберегают чистоту истинной православной веры и  останутся верными ей до конца.

Когда из непомерного тщеславия и недальновидного политического расчета царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали менять канонические  обряды и исправлять богослужебные книги под диктовку заезжих авантюристов-греков, Соловецкий монастырь остался верен своим основателям и учителям и не изменил святоотеческому преданию.

Реформа началась в 1652 году. Зная об отказе монастыря принять ее, уже в 1653 году московские власти предприняли попытку поставить во главе монастыря послушного исполнителя своей воли. В ответ монастырская  братия выдвинула   своего духовного лидера – стойкого защитника веры,  пользовавшегося всеобщим уважением  Никанора. Никанор поехал на поставление в Москву, но получил назначение не в Соловецкий монастырь, а был направлен архимандритом в Саввино-Сторожевский монастырь Рожества Пресвятой Богородицы в Звенигороде.

Находясь в Звенигороде, архимандрит Никанор не утратил связь с насельниками Соловецкого монастыря. Предвидя будущие трагические события, в 1660 году он вернулся на Соловки где на протяжении долгих лет противостояния с «реформаторами», расколовшими Церковь, духовно окормлял защитников старой веры. По его слову Соловецкий собор в 1663 г. принял решение «смирять монастырским смирением» всех тех, кто «чины новые приимет».

В условиях многолетней осады стала складываться и утверждаться практика беспоповства, когда чтение богослужебных текстов переходило от священников к мирянам. Защитниками этой практики были архимандрит Никанор и протопоп Аввакум.

Поначалу Соловецкие иноки верили, что сумеют убедить царя и патриарха Никона в ошибочности и пагубности церковных реформ. Архимандрит Никанор был одним из составителей соловецких челобитных. Соловецкие монахи взывали и к сердцу и к разуму государя. Один из ближайших сподвижников архимандрита Никанора Герасим Фирсов написал Трактат о двуперстии. Постепенно формировалась выверенная мировоззренческая и богословская позиция, которая впоследствии нашла отражение в знаменитых «Поморских ответах».

Худ.  С.Милорадович. Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

Но власти – как церковная, так и светская – не стремились к согласию и миру, так как преследовали другие цели. В конце 1667 года началось силовое противостояние Соловецкого монастыря и царской администрации, которое завершилось в 1676 году захватом обители, жестокой расправой и казнями защитников старой веры.

 

 

 

 

Казни соловецких иноков. Со старинной старообрядческой иконы.

Новообрядчество вводилось силой и принуждением. Ради сомнительных нововведений была развязана настоящая гражданская война. В борьбе за старую веру мученическую смерть приняли ученики и наследники преподобных Савватия, Зосимы и Германа, а вместе с ними тысячи простых людей, не желавших подчиняться произволу и уступать насилию. Соловецкий монастырь долгие годы выдерживал осаду царских войск не только потому, что его окружали крепкие и высокие стены: обитель держалась благодаря поддержке жителей Поморья, многие из которых затем примкнули к поморскому согласию.

После падения Соловецкого монастыря многочисленных сторонников старой веры в Поморье возглавил соловецкий дьяк Игнатий, покинувший монастырь еще до начала его осады. Он долгие годы странствовал по Северу, скрываясь от преследования властей, вел переписку со своими единомышленниками: протопопом Аввакумом, игуменом Досифеем, иноком Корнилием.   Игнатий подписал три первые из пяти челобитных царю в защиту старого обряда и был автором сочинений, в которых увековечил память защитников Соловецкого монастыря.

 Сам Игнатий погиб при захвате царскими войсками Палеостровского монастыря. Как известно, вместе с ним мученическую смерть приняли более тысячи  православных христиан. Задолго до этого в 1656 году в Палеостровском монастыре был казнен активный противник церковных реформ епископ Павел Коломенский.

Еще в Соловецком монастыре один из насельников, благочестивый старец Гурий, убеждал дьякона Игнатия уйти из монастыря и основать новую обитель. Чаяния Игнатия и немногих соловецких иноков, спасшихся от жестоких казней, осуществили Даниил Викулин и братья Андрей и Семен Денисовы, которые основали и обустроили Выгорецкий монастырь.

 Выговская пустынь напрямую наследовала дух и традиции  Соловецкого монастыря. «И так, малая сия речка [Выговское общежительство] истекла из источника великой Соловецкой обители». В наши дни наследниками великой духовной традиции являются те, кто остался верен заветам Поморского староверия, те, кого объединяет предчувствие общей беды, осознание высшего предназначения человека на пути всеобщего спасения и борьбы с явившимся в мир антихристом.

*Снимки Соловецкого монастыря любезно предоставлены г-жой Хайде Нонненмахер.

Х.Нонненмахер (Heide Nonnenmacher) – немецкий художник и дизайнер, председатель Союза художников-прикладников земли Баден-Вюртемберг (Германия)

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало