Истоки русского предпринимательства и старообрядческая хозяйственная этика

«Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

В.А.Кокорев, первый нефтезаводчик России

Усилиями либеральных, прозападных идеологов и пропагандистов в массовое сознание настойчиво внедряется миф о неспособности русских к эффективной предпринимательской деятельности. Православная культура и этика, якобы, не формируют тип личности, нацеленной на конкуренцию, успех и богатство.

Действительно, экономические результаты во многом определяются глубинными мировоззренческими факторами. Об этом убедительно писал крупнейший западный социолог Макс Вебер, который видел истоки современного капитализма в протестантской этике, а начало бурного развития промышленности в Европе напрямую связывал с переворотом в сознании, вызванным религиозной реформацией. В то время о себе активно заявил новый тип предпринимателя: верующего-протестанта, видящего смысл жизни в упорном труде и накоплении богатства. Этот капиталист, ощущая себя избранником небес, с презрением относился к неимущим, воспринимая их как бесполезные, неодушевленные предметы. Возобладал дух рационального покорения природы, захвата ресурсов, бездушной эксплуатации  целых стран и народов. По существу протестантская этика является одним из краеугольных камней современной глобализации.

Разумеется, существуют альтернативные мировоззренческие системы, определяющие иные формы ведения хозяйственной деятельности, но для нас принципиально важным является понимание миссии и потенциальных возможностей православной цивилизации в современном мире и построении глобальной экономики.

Нам часто приходится сталкиваться с умышленными искажениями истории, замалчиванием не только отдельных событий и имен,  но и злонамеренной подменой и фальсификацией при интерпретации  основополагающих политических и экономических процессов.  Наивно было бы ожидать объективного отношения к православному (особенно старообрядческому) предпринимательству и хозяйству со стороны либеральных либо марксистских историков и экономистов.

Обратимся к историческим фактам. В конце 19 – начале 20 века по темпам  экономического роста    Россия  стала мировым лидером. Сравнимые экономические успехи были лишь у Японии. Буквально за несколько десятилетий объем промышленного производства вырос в 13 раз, а продукции  машиностроения - в 40 раз. Бурными темпами шла техническая модернизация. Доля производственного накопления составляла 15-20 процентов национального дохода, что было выше, чем в США. В период за 1885-1913 акционерный капитал российских предприятий увеличился более чем в 11 раз.

Это экономическое чудо произошло благодаря тому, что на практике был реализован принцип «динамического консерватизма». Синтез традиционной хозяйственной этики и передовых технологий породил новое качество – бурное развитие промышленности и сельского хозяйства.

В тот период времени было ослаблено давление на староверов со стороны властей, и  энергия колоссальной силы вырвалась  на свободу, проявив себя, прежде всего в хозяйственной деятельности и благотворительности. Если  обратиться к структуре собственности, то  обнаруживается, что к началу двадцатого века до 80% российского капитала принадлежало выходцам из старообрядческих согласий.

Выдающиеся представители староверческих фамилий составляли ядро отечественного предпринимательского корпуса. Среди них: В.А.Кокорев, К.Т. Солдатенков, А.А. Пороховщиков, С.В. Морозов, С.И. Мамонтов, М.Я. Рябушинский, Ф.А. Гучков и многие другие. Старовер-предприниматель с верой в Бога и своей хозяйственной этикой стал достойным конкурентом и  альтернативой капиталисту-протестанту и банкиру-иудею.

Поражает масштаб личности, широта интересов, творческий подход к делу, упорство и настойчивость в достижении цели этих незаурядных людей.

Так, Василий Александрович Кокорев (23.04.1817 – 22.04.1889), принадлежавший к староверам поморского согласия, основал Закаспийское торговое товарищество, участвовал в учреждении Русского общества пароходства и торговли, Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий», Общества Волго-Донской железной дороги. Он по праву считается первым русским нефтяником. В.А.Кокорев построил рядом с Баку первый нефтеперегонный завод, привлекая к работе великого химика Д.И.Менделеева. Участвовал в учреждении Московского купеческого банка и основал Волжско-Камский банк. Ему же принадлежала инициатива в учреждении Общества уральской железной дороги. В.А.Кокорев был организатором страхового дела в России. Он стал создателем и председателем правления «Северного страхового общества». Кроме того, это  был крупный общественный деятель, благотворитель и публицист. В.А.Кокорев отстаивал экономический суверенитет России, указывая на пагубный, кабальный характер внешних займов.

Купцы-староверы торговали хлебом, лесом, металлом, бумажной пряжей. В их руках находились целые отрасли экономики: хлебная и рыбная торговля, литейное производство, текстильная промышленность. Банки и кредитные товарищества, основанные старообрядцами, имели репутацию наиболее устойчивых и надежных.

Старообрядцы проявляли интерес ко всему новому и имели склонность к работе с передовыми технологиями. Это – строительство первого промышленного автозавода в России (АМО), вовлечение торфа в энергетический баланс, создание условий для развития промышленной энергетики, строительство линий электропередач высокого напряжения в восточном Подмосковье (Гуслицы), нефтедобыча и нефтепереработка. развитие Донецкого каменноугольного бассейна (строительство каменноугольной железной дороги Донбасс-Мариуполь).

Ревнители старой веры меньше всего могли рассчитывать на поддержку со стороны государства. Вера и постоянная борьба за существование выковывали сильные и стойкие характеры. Трудолюбие, честность, трезвость, сдержанность в потреблении, сплоченность и взаимовыручка позволяли им добиваться зажиточности и материального благополучия.

Православное отношение к богатству хорошо выразил известный русский промышленник Тимофей Васильевич Прохоров. Он писал «Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр., это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души. Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно: когда он делится с другими и приходит им на помощь. Богатство необходимо  должно встречаться в жизни, оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей его».

«Не будь богатства, не было бы ни открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний, особенно промышленных. Без средств, без труда, энергии не может пойти никакое промышленное предприятие: богатство его рычаг».

Староверы органично сочетали духовную жизнь и практическую деятельность. В практической деятельности они проявляли вполне «западный» рационализм, прагматизм, трудолюбие и личный интерес. В духовной жизни они строго хранили православную веру, занимались благотворительностью. До 50% доходов было принято жертвовать на  цели благотворительности в широком смысле этого слова.

Богатея и создавая свои торгово-промышленные империи, лучшие представители  старообрядчества не останавливались на достигнутом. Выходцы с Рогожской и Преображенской общины – Морозовы, Рябушинские, Гучковы – ставили перед собой все более и более масштабные задачи. В России сложился свой собственный тип предпринимательской личности. Он сложился в рамках культуры и хозяйственной этики той части народа, которая твердо стояла на позициях не искаженного «реформами» Никона Православия.

Трудно представить себе,  какой была бы сегодня Россия, если бы экономический взлет конца 19 – начала 20 века не был прерван мировой войной, революцией, истреблением и изгнанием, наиболее деятельной и зажиточной части народа, к которой принадлежали староверы предприниматели, крепкие крестьяне («кулаки»), казачество.

Сегодня для спасения страны и предотвращения экономической катастрофы необходимо обратиться к опыту предков, возродив забытые традиции хозяйственного и социального мироустройства.

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало